Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Open baffle на динамиках Saba, или АС выходного дня.


В силу некоторых причин мне пришлось переехать в не самые удачные для аудио условия и отказаться от предыдущей системы на базе Altec Lancing "Voice of the Theater". "Голос Театра" бесспорно хороши, но не для маленьких помещений. Те кто видел "голоса" вживую - меня поймут, а кто не видел, то представьте пару приземистых холодильников - приблизительно таковы их габариты. Но без музыки жить тяжело, а, будучи избалованным хорошим звуком, тяжело слушать АС с низким разрешением.
Итак, перед мной стояла задача найти музыкальные АС с хорошим разрешением, неутомительные, да еще и вписаться в достаточно ограниченный бюджет. К тому же, мне лень заниматься реальными поисками и перебором АС - это занятие утомительное и долгое, а результата хочется сразу. Современные АС я отбросил сразу, т.к. из предыдущего опыта, я пока еще не слышал (а теперь и не охота время тратить) ни одни из серийных АС, которые удовлетворяли моим условиям, т.е. были одновременно и музыкальными и детальными, да еще за относительно небольшие деньги. Почему то с современными АС так: могут быть очень мелодичными, но "мутными" или, наоборот, это особенно касается дорогой акустики, - она супердетальная, особенно по "верхам", но слушать на них музыку, да еще продолжительное время просто невозможно!
Как ни странно, винтажные серийные АС я тоже отмел, т.к. те небольшие серийные хорошозвучащие колонки, что я знаю, или очень редки, или очень дороги. А заново заниматься подбором, как я писал выше, неохота. Хотя я уверен, что было бы время и желание, то можно было бы найти недорогие хорошие АС из неизвестных.
Оставалось заняться самодельничеством, или, как говорят неруси - DIY'ing. Я человек ленивый, поэтому остановился на самом простом из хорошо звучащего: широкополосник в оформлении open baffle, т.е. открытый ящик, или экран.
И снова я перед выбором: какие драйвера использовать. Различные недорогие Vifa, Scanspeak, Seas - точно отметаются, т.к. я их уже наслушался в готовых изделиях. Lowther - хороши, но дороги и рассчитаны под рупор. Fostex я слушал только один раз в рупорном исполнении и они мне не понравились - какая то выпяченная детальность в верхней середине, которая придает достаточно сильный синтетический окрас. Что виновато было - исполнение или динамик, я не знаю. Из того, что я не слышал, проверенные люди рекомендуют только о-о-очень дорогие динамики, или уже снятые с производства, или просто какие то редкие, что можно назвать их мифическими :-). Ну а "юзвери", как всегда советуют только то, что у них стоит, а этому у меня доверия нет. Т.к. такова человеческая натура - нахваливать свой выбор, т.е. хвалить самого себя и не принимать свои ошибки. Конечно, не все такие, но подавляющее большинство точно, причем не только в аудио. Сколько раз уже приходилось слушать откровенное говно, которое преподносилось чуть ли не откровением Господа Бога.
Остаются только винтажные динамики, коих огромное количество. Среди них, конечно, тоже очень много хлама - что-то пришло в такое состояние, а что таким и сделали. Да, всегда его делали, делают и будут делать.
Есть, конечно, и легенды, по соответствующим, "легендарным" деньгам: Lowther PM2A, PM4A; Axiom 80; Altec Lancing / Western Electric 755a и т.п. Жаль они малость в мой бюджет не вписываются ;-).
Но есть еще и масса не очень известных динамиков на кобальтовых магнитах, которые, по отзывам, неплохо звучат. Я не буду их все перечислять, т.к. здесь и Telefunken, и Siemens, и Saba, и Philips, и Isophon и т.п., и т.д. Конечно, не все динамики из вышеперечисленных и других марок звучат, а отдельные модели.
Пора завязывать с преамбулой, а то она излишне затянулась. Все вышенаписанное, конечно, ИМХО, поэтому не принимайте близко к сердцу - у каждого должна быть своя голова на плечах.
Я не проводил жесткого анализа рынка, сбора максимума информации по всем моделям, а просто поузнавал, что есть из дешевых динамиков в Москве, что можно пощупать собственными руками, и что есть у продавцов, качеству товара, которых я доверяю, вне Москвы. Сравнил цены, прикинул и, в итоге, купил Saba. Чем они лучше других - не знаю, просто мне интересно стало их послушать.
Правда, я купил не просто Saba, а Rullit Audio Saba, т.е. динамики апгрейженные Олегом Руллит. Он берет обычные black cone Saba с Alnico магнитом, восстанавливает намагниченность, если необходимо; пропитывает центр диффузора неким веществом (похоже, на базе клея) для повышения отдачи по верхам, что позволяет обходиться без пищалок; ставит свой деревянный конус в центр и демпфирует штампованную корзину, которая, должен сказать, весьма хлипкая.
С изготовлением самих экранов особенных проблем не возникло. Хотя Олег Руллит советовал размер 120 на 190, но это многовато для моей комнаты. Максимум, что я себе смог позволить - это 90 на 140. Поехал в OBI, где купил нарезанную в размер фанеру 15 мм (18 мм, наверное, лучше, но не было в наличии, а все что толще - слишком дорого), электролобзиком выпилил отверстия под динамики (с небольшим смещением от центра), и в ближайшем хозяйственном купил брус 40х40, из которого изготовил каркас.
На изготовление АС у меня ушел день, и еще один день заняли акустическая обработка и покрытие морилкой. Акустическая обработка включала в себя наклейка герлена на оборотной стороне панелей, вокруг динамиков, и установка на импровизированные шипы из шурупов 6Х70 - у меня деревянный настил, поэтому пришлось делать развязку от пола.
Поиграться с размещением мне не удалось - это комната по совместительству является гостиной и спальней, а тут сами понимаете, весьма глупо ставить их, например, по середине комнаты :-). Поэтому, я загнал их в углы вдоль короткой стены.
Первое, что удивило при включении - бас. А точнее такое количество баса от весьма скромных (для open baffle) АС. Конечно, о полноценных 40, да даже и 60 Гц мечтать не приходится, но 80 Гц отрабатываются на ура. Т.е. бас неглубокий, но он есть в необходимом количестве, четкий и собраный. Что касается цифр, а точнее герц в цифрах, то у меня очень-очень давно были недешевые напольные АС Canton, не помню даже какой модели, так вот по паспорту завал АЧХ у них начинался после 25 Гц, вот только в реальности бас у них был даже менее глубокий чем у этих open baffle, но зато очень много! И он был противный, гудящий и немного оторванный.
Второе, на что я обратил внимание - на высокие. Не такой уж и сильный завал, как я ожидал. Тарелочки, перкуссия и треугольник отчетливы, хотя несколько упрощены и чуть тише звучат. Похоже это заслуга апгрейда Олега Руллит.
Но что больше всего поразило меня, и друга, который случайно заехал во время тестового пуска АС - очень высокое разрешение и, вообще, очень хорошее и натуральное звучание для таких дешевых АС! Я был в небольшом шоке - я никак не мог ожидать такого от АС, себестоимость изготовления которых вылилась в сумму чуть большую 200 евро!
Хваленой, голографической сцены я от них не услышал, не смотря на то, что она была весьма неплоха. И я даже знаю почему: проблема с размещением - верхи и середина играют нормально, а бас привязан к АС.
На данный момент я их немного послушал и могу сделать следующие выводы о звучании.
Open baffle на базе Saba звучат достаточно нейтрально и натурально. Имеют неглубокий, но четкий и детальный бас, но, правда, нет такой скорости и атаки как у рупорных АС Lowther или Klangfilm. У них очень высокое разрешение в середине и весьма неплохая сцена. Плохие записи на них просто невозможно слушать - все огрехи всплывают. Так что готовьтесь к тому, что вы узнаете много нового, особенно о современных записях. Мне сразу захотелось распродать половину своей коллекции. Очень мелодичны и музыкальны, обладают высокой чувствительностью - их раскачивает 2 ваттный однотактничек.
Из недостатков. Не хватает эмоциональности, скорости и динамического диапазона, что есть у рупорных АС. Есть небольшой завал по высоким. Относительно узкая зона локализации. И главный недостаток - у них есть некоторые жанровые предпочтения. Не любят быструю музыку и большого количества инструментов: на full size оркестре все инструменты сваливают в кучу :-(.
Но за их цену им можно все простить!!!

Jeen
22.11.04

P.S. Послушал я их еще, и, чувствую, что они у меня останутся на очень продолжительное время. Акустики со столь хорошим соотношением цена/качество я пока еще не встречал. И вряд ли у меня поднимется рука потратить несколько килобаксов чтобы немного улучшить звук.
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10