Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Из моего опыта работы с винтажными динамиками.


Если вы имеете здоровые глаза, и на вас одеты очки с одним стеклом нейтральным, а другая сторона при этом + или -, то вы будете испытывать некий дискомфорт. Если у вас здоровые уши, и по обе стороны играют "слегка" разные динамики (в лучшем случае full range, в противном вся гадость суммируется или даже умножается на количество элементов ваших АС, корпусов и еще дряни всякой), то вы испытываете дискомфорт при прослушивании музыки более мучительный, чем одев "кривые" очки.
Даже в оооочень дорогих системах применяют головки и детали с огромным разбегом параметров электрических и, тем более, звуковых. Минимум деталей - минимум проблем.
FULL RANGE! Да, это так, но они, проблемы эти, есть и не маленькие, даже в этом случае. Хорошие динамики делали очень давно, еще во времена моно, почти 50 и более лет назад. Хранились они в разных условиях, и подобрать пару крайне тяжело, можно сказать невозможно.
Мы имеем около 250-ти разных голов, начиная с 30-х годов выпуска и честно говоря, даже при этом количестве я не могу найти действительно пару, которая бы удовлетворила меня на все 100%. После многолетнего глубокого изучения винтажных динамиков я нашел способ приближения к идеальным, подобранным парам. Это относится только к европейским маркам, т.к. с другими такого опыта я еще не накопил. Siemens/Klangfilm, Vollmer, Telefunken, Saba - это основные позиции, которые не плохо поддаются обработке по моей методике.
Я хочу назвать несколько причин асимметрии игры старых головок.
Начнем с материала корпусов. Он менялся довольно часто или просто штамповка происходила на разных машинах и линиях.
Магниты. Измеряя намагниченность Alnico, я столкнулся с разницей показаний до 30%!!! Представьте худший вариант: одна головка +30%, другая -30%. Складываем и получаем просто ужас, но так не бывает, если магнитная система не разбиралась и не ударялась.
Диффузоры. Это больное место старых динамиков. Не только их вес, но и состав замеса часто не совпадает, не смотря на то, что пара была выпущена в одно и тоже время, судя по штампу на обратной стороне диффузора.
Катушки. Замеры показывают, как правило, +/- 10% разницы параметров. Условия хранения и интенсивность использования вносят своё.
Сырые подвалы или гаражи убивают диффузоры, но иногда их еще можно спасти. Не хорошо если динамик все свои 50 лет играл в старом радио, что я встречал неоднократно. Подвесы диффузоров, как правило, являясь просто продолжением бумажного конуса, за многие десятилетия службы становятся ветхими или приобретают концентрические трещины. Как минимум динамики по разному разыграны, т.е. пластичность или скажем жесткость подвесов и центровки разная.
Как подобрать пару???? Никак!!!! Вернее сказать - как в Лото выиграть, вероятность очень мала. В чем заключается мой метод изготовления пар:
я накапливаю из разных источников однотипные динамики, разбираю их, замеряю и как из конструктора складываю попарно компоненты, которые между собой оказались почти или совсем одинаковые. Магниты, например, по 7500 Гаусс, диффузоры с одинаковым весом и одинаковой структурой материала (очень хорошо видно уже при 20-ти кратном увеличении), катушки с маленьким разбегом при одинаковых диффузорах меня тоже очень радуют.
Магниты намагничиваем, короба в любом случае демпфируем, только латунные и алюминиевые болты, шайбы и гайки используем. Но все-таки самое главное - диффузоры подобрать.
Собрать оба динамика нужно одинаково хорошо и точно. Момент затяжки болтов, центровка катушек обязаны быть идентичными.
Phase Plug. Эти штуки действуют гигантски. Посчитать ее, эту штуку, невозможно, но можно легко моделировать из пластилина и прослушивать без конца, и, в конце концов, найти оптимум к имеющемуся типу динамиков.
Результат. Голографическое изображение картины, глазами ищешь в воздухе то материальное, из чего исходят звуки. Идеальная тональность и полнота, отполированость "поверхности" звуков, яркость, эмоциональность, скорость и, главное, море чувств. Если, конечно, ваша электроника всё это позволяет или, скажем, может.
Сегодня ночью я очень хорошо послушал музыку, может еще никогда в жизни так не слушал. И вот не знаю кого теперь хвалить, прекрасную Иву Биттову с ее замечательным альбомом "Ne nehledej " или наш последний усилитель, который можно сказать только успел разогреться или всё вместе. А может, я просто паров этилацетата надышался, работая с моими full range головами. Завтра проверю, специально на ночь усилитель под сетью оставил.

Олег Руллит (Oleg Rullit, Vintage Rullit Audio)
06.12.04

Примечание Jeen:
То что написал Олег Руллит - правда, но, краски немного сгущены :-). Для кого то, конечно, идентичность динамиков крайне важна, но имейте ввиду, что разместить АС в комнате абсолютно равномерно крайне тяжело, тем более, если она небольшая и используется не только для аудио прослушивания. Но каждый должен выбирать для себя сам.
Если после прочтения статьи сложится впечатление, что все винтажные динамики убитые - то это не так, можно найти в отличном состоянии, но, возможно, они будут не подобраны. Если Вы только начинаете свой путь в винтаж аудио, то советую сначала покупать подобранные динамики, хоть они и дороже.
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10